Одна из отличительных черт фантастической вселенной AvP — относительно малое количество рас, всего три. Человечеству отводится роль наблюдателей, которые завороженно созерцают битву между двумя инопланетными чудовищами. Ксеноморфы всегда и везде борются за выживание. Хищники же завоевывают честь и славу в бесконечных охотах. Однако, глядя на всех их, невольно вспоминаешь одну фразу: “Мы такие разные, но все-таки мы вместе”. Столкнувшись на просторах галактики, эти существа тут же стали непримиримыми врагами. Тем не менее, спустя почти пятнадцать лет после зарождения серии понимаешь, что, как бы ни была сильна их ненависть, друг без друга они уже не могут.
Комиксы.
Первый раз судьба в лице издательства Dark Horse Comics столкнула лбами две далеко не самые дружелюбные расы в 1989 году. Именно тогда на прилавках магазинов США появился комикс с ядовито-фиолетовой надписью “Aliens vs. Predator” на обложке. Впрочем, надпись эта успела сменить очень много цветов. Ведь после столкновения обе стороны потерли ушибленные места, пошипели и решили друг другу мстить. “Мстя”, как водится, была страшной и, что самое важное, долгой.
Рэнди Стрэдли — сценарист первого комикса, насчитывающего пять томов, — заложил основы вселенной. Группе Хищников-яутов надоело охотиться на легкую добычу. Немного поскучав, Хищники решили поискать острых ощущений, а заодно и неприятностей на свои головы. С целью превратить одну заброшенную (как им казалось) планету в свои охотничьи угодья они захватили королеву Чужих, которую планировали использовать для поддержания популяции “дичи”. Но на планете “совершенно случайно” оказалась еще одна королева, — и незадачливые яуты попали в положение фарша, пропускаемого через мясорубку. Хуже всего, разумеется, пришлось небольшой скотоводческой колонии людей. Помимо всего прочего, в первом комиксе читателей знакомят с персонажем по имени Матико Ногути, которая с завидной периодичностью появляется в последующих изданиях.
После такого удачного старта вселенная начала очень быстро расширяться. Уже в 1993 вышло двенадцатитомное издание “AvP: The Deadliest of Species” по сценарию Криса Кларемонта, рассказывающее о сражении Хищников и Чужих на зараженной Земле. Описываемые события тесно связаны с книгами и комиксами серии Aliens, что придает обоим мирам некое смысловое единство. Возможно, именно благодаря такой масштабности серия быстро завоевала читательские симпатии — и принесла соответствующую прибыль.
Дабы подогреть интерес поклонников, Dark Horse Comics решило преподнести им в качестве подарка четырехтомный “AvP: War” (1995) — продолжение самого первого “AvP”. Здесь читатели встретили старую знакомую Матико Ногути — единственного человека, принятого яутами в охотничий клан. Персонажи “AvP: War” и его ответвления “AvP: Duel” (того же года выпуска) проходят через такие горы трупов и моря крови, что пресловутые “огонь, вода и медные трубы” кажутся легкой утренней прогулкой.
Своеобразным стилем выделяется “AvP: Booty” (1996) Барбары Кесель. В отличие от других изданий, где серьезность повествования зачастую граничила с пафосностью, этот однотомный комикс может похвастаться изрядной долей юмора. Прибавьте к этому легкий налет феминизма, — в итоге чтиво получилось презабавнейшим.
На данный момент самыми “свежими” графическими новеллами являются одновременно вышедшие в 1999 году четырехтомные “AvP: Eternal” и “AvP: Xenogenesis”. Первая считается одной из лучших во всей серии. Интересна она тем, что действие происходит в Токио недалекого будущего. Видимо, авторы решили недвусмысленно намекнуть на то, что в Японии может завестись нечто пострашнее радиоактивного мутанта Годзиллы, и против него будет бессильна даже команда девушек в матросках, несущих возмездие во имя Луны.
За пять лет, прошедшие со времени выхода этих графических новелл, поклонники комиксов успели приуныть и всерьез засомневаться, собирается ли Dark Horse продолжать серию. Теперь можно с уверенностью утверждать: собирается. Уже на сентябрь этого года запланирован “AvP: Thrill of Hunt” — по сути графическая новеллизация фильма Пола Андерсона. Впрочем, подобный коммерческий ход не считается на Западе чем-то ненормальным, так что повода обижаться на господ издателей нет.
Книги.
Одними комиксами дело, естественно, не обошлось. Литературная составляющая серии насчитывает сейчас четыре тома — меньше, чем у “Aliens”, но зато больше, чем, скажем, у “Warcraft”. Первые три романа: “AvP: Prey”, “AvP: Hunter’s Planet” и “AvP: War” — тесно связаны между собой, прежде всего своим центральным персонажем Матико Ногути. Читатель становится свидетелем того, как эта симпатичная и по-спартански строгая японка из простого служащего Компании превращается в закаленную битвами охотницу, путешествует вместе с кланом яутов и в конечном итоге, подобно заправскому Маугли, возвращается к людям. Может возникнуть резонный вопрос: а многого ли стоит ожидать от художественных произведений, основанных на комиксах? Тем более если их центральная тема — противоборство двух инопланетных рас, которые с чувством, толком и расстановкой грызут друг другу глотки без перерыва на еду или сон? Как бы то ни было, в большинстве своем книги получились на уровне.
Сюжет “Prey” (1994) основан на самом первом “AvP”. То есть от авторов Стива и Стефани Перри не требовалось особо напрягать воображение и лезть из кожи вон, дабы придумать интересный сюжет. Достаточно было внимательно полистать комикс и посидеть несколько недель за печатной машинкой или клавиатурой. Тем более что уж кому-кому, а Стиву Перри опыта не занимать — это писатель уже состоявшийся. Чего нельзя сказать о его дочери Стефании, которая пишет буквально обо всем исключительно с женской точки зрения. В итоги все (ну, почти все) мужчины в романе представлены похотливыми алкоголиками, а единственной надеждой колонии перед лицом смертельной опасности оказывается Матико Ногути.
В “AvP: Hunter’s Planet” (1994) эстафету приняли Девид Бишофф и Рэнди Стрэдли. Книга получилась лучше своего предшественника. Ногути избавилась от девичьей наивности, а у читателей появилась возможность детальнее ознакомиться с социальным устройством яутов и понять сущность этих созданий.
Достаточно спорные чувства может вызвать “AvP: War” (1999), также основанная на одноименном комиксе. Сюжетно она является приквелом к событиям, описанным в “Hunter’s Planet”. Автором снова выступил Стив Перри, на этот раз без чьего-либо сопровождения. Впрочем, книга вышла довольно-таки посредственной. В отличие от остальных двух, действие здесь тянется, как размякшая ириска, медленно и нудно, — а сюжет грешит смысловыми нестыковками.
Ну и наконец — гвоздь программы. В июле 2008 года вышла книга “Alien vs. Predator: The Movie Novelization”, основанная на сюжете недавнего фильма. Мнения читателей относительно нее разделились. Если одни хором поют дифирамбы хорошему сюжету, то другие настроены весьма и весьма скептически. Основных претензий две: чтобы добраться до батальных сцен, приходится прочесть целых 150 страниц (не самых интересных); и авторы слишком долго рассказывают, кто же такие эти Чужие да Хищники. Последнее явно относится к разряду фанатских придирок: если давние поклонники вселенной немедленно требуют стрельбы и драк, то рядовому читателю для начала приходится все подробно объяснять.
Игры.
За весь период своего существования летопись войны между Чужими и яутами получила массу игровых воплощений — как компьютерных, так и консольных. Чтобы не утомлять вас рассказами о посредственных проектах, коих, увы, было немало, упомянем лишь самые качественные.
Достаточно любопытной интерпретацией мира AvP стали одноименные игры от Capcom, вышедшие на консоли SNES (1993) и игровых автоматах (1994). И первая, и вторая относятся к жанру beat’em up: вы управляете героем, который движется по линейным уровням слева направо и своими кулаками или иными подручными средствами вбивает здравый смысл в толпы недругов. К версии для игровых автоматов Capcom подошли со свойственной им креативностью. Продукт получился красивым, ярким и совершенно безбашенным. На выбор представлены четыре персонажа: два матерых яута (один из касты охотников, другой из касты воинов), шкафообразный морпех и элегантного вида брюнетка. Все они практически с одинаковой эффективностью — кто ударами копий, а кто взмахами изящной ножки в армейском сапоге — выносят толпы ксеноморфов, наводнивших очередную планету.
Наиболее пристального внимания заслуживает “Aliens vs. Predator” (1994) для консоли Atari Jaguar. На первый взгляд это достаточно стандартная стрелялка наподобие Doom. Главное отличие в том, что игрок волен выбрать одну из трех противоборствующих сторон. Соответственно, все стили прохождения (за десантника, охотника-яута и Чужого) кардинально различались. Миссия человека — используя многочисленные виды огнестрельного оружия, пройти через всю космическую станцию. Цель Хищника — делая упор на скрытность, заработать энное количество очков славы, дабы доказать свою доблесть и силу. Чужому же необходимо было превратить всю станцию в собственную колонию. В частности, ксеноморф умел делать гнезда и ловить жертв-носителей. Создатели игры по максимуму использовали возможности системы и достигли впечатляющего уровня графики и звука. Более того, они заложили своеобразные стандарты, на которые ориентировались авторы поздних проектов. Жаль только, что сама консоль не снискала себе должную степень популярности, и с игрой смогли ознакомиться далеко не многие.
Под “поздними проектами” подразумеваются игры, вышедшие на PC. Первая со свежим и оригинальным названием “Aliens versus Predator” вышла в 1999 году. Используя все возможности самого мощного на тот момент 3D-ускорителя 3Dfx Voodoo 3, игра поражала превосходной графикой и световыми эффектами. Кстати, благодаря тому, что большей частью действие происходило в полумраке, AvP леденил кровь в жилах многих игроков. Немалую роль сыграла и неповторимая атмосфера.
К сиквелу “Aliens vs. Predator 2”, вышедшему в 2001 году, можно относиться двояко. С одной стороны, Monolith Productions удалось сделать неплохой сюжет и сохранить атмосферу серии. Однако с точки зрения игрового процесса “AvP2” по многим параметрам сильно уступает своему предшественнику. Чужой, как большая сонная муха, плетется по стенкам. Хищник превратился в живой танк о двух ногах, сметающий все на своем пути из плазмопушки. К счастью, морпех так и остался достаточно ущербным существом, шарахающимся от каждой тени.
Смелым экспериментом со стороны компании Zono Inc. стала “AvP: Extinction”, вышедшая летом 2003 исключительно для консолей PlayStation 2 и Xbox. Непонятно, что заставило разработчиков отказаться от уже ставшей традиционной концепции стрелялки и попытаться сотворить масштабную стратегию в реальном времени. Стратегия, может быть, и получилась, но совсем не масштабная. Так как проект изначально затачивался под ресурсы PS2, то от многих спецэффектов и текстур высокого разрешения пришлось отказаться, в то время как большинство мощностей Xbox так и не было задействовано.
И 16 февраля 2010 г. вышла новая игра от студии Rebellion, которая так и называется: "Aliens vs. Predator (2010)", многие её называют как третью часть: "Aliens vs. Predator 3". Оно и понятно: игра очень напоминает свою предшественницу от студии Monolith Productions, отличается современной графикой.